В прямом эфире телеканала “Юнион” выступил директор ИЭПИ НАН Украины В.А. Устименко

tv_channel_unionВ общественно-политическом ток-шоу «С глазу на глаз» на телеканале «Юнион», освещающем вопросы политики, экономики и социальной сферы, анализируются многие насущные проблемы, о которых чаще всего говорят жители региона.

В прямом эфире телепрограммы, состоявшемся 16 апреля 2014 г., на вопросы телеведущего Юрия Кирасира отвечал директор Института экономико-правовых исследований – доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Украины, член-корреспондент НАПрН Украины Владимир Анатольевич Устименко.

Беседа была практически полностью посвящена одной из наиболее острых проблем последнего времени – выработке подходов к реализации принципа децентрализации власти.

КонституцияКак отметил В.А. Устименко, любые преобразования в системе территориальной организации власти в Украине должны сопровождаться созданием надежной правовой основы – прежде всего, на уровне Основного Закона, поскольку для достижения цели реформирования недостаточно только концепций или программ социально-экономического развития.

Конституционные положения требуют первоочередного обновления, поскольку именно на их основе должен выстраиваться и соответствующий законодательный фундамент, и программы дальнейшего реформирования административно-территориального устройства. Главным условием внедрения таких изменений должно стать обеспечение последовательности, т.е. поэтапной их реализации несмотря на то, что этот процесс может потребовать много времени.

В частности, на первом этапе представляется целесообразным создание областных исполнительных органов соответствующих советов с одновременной ликвидацией местных государственных администраций. Полномочия ликвидируемых областных и районных государственных администраций при этом должны быть переданы исполнительным органам советов соответствующего уровня. Это позволит достичь согласованности в действиях местных советов и их исполнительных органах, усилить эффективность функции контроля за выполнением на местном уровне широкого круга полномочий для решения текущих задач, избежать бюрократизма и чрезмерной централизации власти.

УкраинаНа последующих этапах, по мере истечения срока полномочий областных советов, может осуществляться укрупнение административно-территориальных единиц путем объединения территорий, которые ранее были подведомственны нескольким областным советам, в один округ (округа могут иметь и другие названия, – например, земли). Это позволит сократить штатную численность аппарата органов местного самоуправления, а также существенно снизить расходы на его содержание. При этом главным условием, которому должны отвечать все преобразования в направлении укрупнения административно-территориальных единиц, должно считаться соблюдение интересов населения. В первую очередь, это касается доступности административных услуг (регистрация актов гражданского состояния, выдача лицензий, разрешений, свидетельств и пр.), а также медицинской и всех иных видов помощи для граждан. С этой целью, учитывая территориальную отдаленность расположения соответствующих государственных органов от места проживания, например, сельского населения, достаточно в каждом из населенных пунктов (село, поселок, район в городе) на уровне органов местного самоуправления создать условия и технические возможности для автоматизированного обмена информацией (с использованием сети Интернет) в сфере предоставления административных услуг путем внедрения дистанционных коммуникаций между таким населенным пунктом и государственными структурами, в которые обращаются граждане. Для технического и методического сопровождения такой работы в качестве исполнителя может быть назначен представитель соответствующего органа местного самоуправления (сельского, поселкового, районного совета), в обязанности которого входило бы осуществление электронного документооборота и осуществление постоянного обмена информацией с соответствующими органами государственной власти, а также медицинскими и иными учреждениями социальной сферы. Это помогло бы ускорить процедуру предоставления гражданам тех или иных видов услуг и помощи, поскольку упростило бы порядок регистрации и прохождения ряда лишних «инстанций» в виде, например, получения направлений, согласований и разрешений.

Как уже отмечалось ранее, с 2014 года правовая проблематика регионализации механизмов государственного управления экономикой определена в качестве одной из тем научно-исследовательских работ Института. Поэтому открытое обсуждение связанных с этим вопросов, безусловно, будет способствовать выработке путей решения задачи наиболее полного использования территориальных, отраслевых, производственных, природных и других преимуществ регионального развития для повышения экономической активности региона. В перспективе специалистами Института должна быть создана научно обоснованная система стимулирования экономической конкуренции регионов с использованием разнообразных средств правового регулирования.

 

Информацию подготовил:

старший научный сотрудник

отдела проблем модернизации

хозяйственного права и законодательства

к.ю.н. И.В. Кременовская