Участие директора ИЭПИ В.А. Устименко в работе круглого стола “Выполнение Программы действий Правительства в контексте укрепления финансовой базы местного самоуправления” (г. Запорожье)

Запорожской областной государственной администрацией 4 апреля 2014 г. совместно с государственным учебно-научным учреждением «Академия финансового управления» и Отделением экономики НАН Украины было организовано проведение круглого стола на тему «Выполнение Программы действий Правительства в контексте укрепления финансовой базы местного самоуправления».fotoВ работе круглого стола приняли участие академик НАН Украины Э.М. Либанова (г. Киев), член-корреспондент НАН Украины Т.И. Ефименко (г. Киев), доктор экономических наук, профессор Н.А. Кизим (г. Харьков), доктор экономических наук, профессор Ю.Б. Иванов (г. Харьков), член-корреспондент НАПрН Украины В.А. Устименко (г. Донецк), а также представители региональных научных кругов и местных органов власти.

ЗОГА 8Заседание круглого стола вел председатель Запорожской областной государственной администрации В.А. Баранов. Участники заседания обсудили пути реформирования административно-территориального устройства Украины и системы представления публичных услуг с учетом усиления институциональных возможностей органов местного самоуправления.

ЗОГА 3В своем выступлении Э.М. Либанова подчеркнула, что главной целью реформирования административно-территориального устройства Украины является максимальное упрощение и улучшение качества услуг, предоставляемых населению:

Если ресурсы, получаемые в области, сначала отправляются в Киев, а только затем возвращаются на территорию – это неправильно и невыгодно. Центральная власть должна выполнять лишь те функции, которые не могут быть реализованы на местном уровне. При этом финансовые ресурсы должны оставаться на уровне громады. Тогда административно-территориальное устройство должно выглядеть следующим образом: базовый уровень – громада (10 – 15 тыс. жителей), средний – район (150+ тыс. жителей) и высший уровень – регион (1 млн.+ жителей).

ЗОГА 7Что касается предоставления медицинских услуг населению, то, по мнению Э.М. Либановой, на уровне громады должна оказываться только первичная врачебная помощь, однако при этом обязательно должны работать и семейные врачи, и педиатры. На районном уровне должна быть возможность получать консультации и медицинскую помощь узких специалистов, на региональном уровне должны работать узкопрофессиональные учреждения, диспансеры, в которых граждане смогут проходить серьезное и основательное лечение.

ЗОГА 6Выступление директора ИЭПИ НАН Украины В.А. Устименко было посвящено вопросам создания надлежащих материальных, финансовых и организационных условий для обеспечения осуществления органами местного самоуправления собственных и делегированных полномочий.

В настоящее время, как показывает практика организации финансовых отношений между государством и органами местного самоуправления, поддержка деятельности последних сводится к созданию такой доходной базы, которая была бы достаточной для обеспечения населения услугами на уровне минимальных социальных потребностей, – отметил В.А. Устименко, – на этом непосредственно акцентировано внимание в ч. 1 ст. 62 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.1997 г. Далее в этой же правовой норме отмечается, что для достижения этого минимума за местными бюджетами закрепляются соответствующие общегосударственные налоги и сборы. В случае превышения поступлений от них государство изымает избыток в государственный бюджет. При таком подходе значительно подавляется активность территориальных громад и органов местного самоуправления, заинтересованных в том, чтобы на территории населенного пункта увеличивалось количество рабочих мест или эффективных субъектов хозяйствования. В обосновании этой позиции В.А. Устименко также обратил внимание на существование проблемы неравномерного перераспределения финансовых ресурсов среди городов и регионов Украины и пагубной практики изъятия значительной части доходов экономически активных городов и других административно-территориальных единиц.

ЗОГА 2Высказанные В.А. Устименко конструктивные предложения и рекомендации получили широкую поддержку со стороны присутствующих, в том числе руководителей органов местного самоуправления, которые согласились с тем, что в определенной степени состояние «реципиента» и «донора» финансовых ресурсов может быть обусловлено объективными факторами экономического, природного, техногенного и иного характера.

Для того, чтобы уравнять базовое («стартовое») экономическое положение территориальных общин предлагается в местный бюджет отчислять 50% налога на доходы и 20% налога на прибыль субъектов хозяйствования. Это позволит существенно пополнить доходную часть местных бюджетов и создаст благоприятные предпосылки для решения назревших проблем социального характера. Важно отметить, что предложенная схема распределения налога на доходы физических лиц безотносительно к уровню территориальной общины и населенного пункта является сбалансированной и предусматривает зачисление в местные бюджеты одинаковой суммы – 50% от налога, который собирается на территории населенного пункта. В таком случае появляется непосредственная заинтересованность территориальных общин в значительном увеличении количества рабочих мест и повышении уровня заработной платы работников предприятий, расположенных на соответствующей территории, – уверен В.А. Устименко.

ЗОГА 4Участниками мероприятия также затрагивались вопросы риск-менеджмента финансовой устойчивости региональной системы в контексте программы деятельности Кабинета Министров Украины.

В той связи Т.И. Ефименко отметила необходимость создания в регионе рабочей группы, которая бы четко отслеживала изменения в законодательстве, оперативно реагировала на пробелы и ошибки:

ЗОГА 9В настоящее время в Украине и, в частности, в Запорожской области, нужно создать такие условия, чтобы потенциальные инвесторы чувствовали уверенность в том, что они смогут в запланированные сроки отработать и вернуть вложенные средства, и в дальнейшем получить прибыль. Понимая это, инвесторы будут более активно вкладывать средства в регион, а в целом для активного развития страны одного только государственного ресурса не достаточно, – указала Т.И. Ефименко.

Также в ходе работы круглого стола в контексте реформы административно-территориального устройства Украины обсуждались концептуальные вопросы дальнейшего реформирования местного самоуправления, проблемы и приоритеты дерегулирования экономики, выравнивания социально-экономического развития регионов.

Информацию подготовил:

старший научный сотрудник

отдела проблем модернизации

хозяйственного права и законодательства 

к.ю.н. И.В. Кременовская